Категории: Интересно о камнях

Список славянских богов

До принятия Русью христианства (988 г.) древние славяне в основной своей массе были язычниками, что предполагало не только веру во множество Богов, но также и таинственных существ, обитающих в полях, лесах и домах (домовые). Культ многобожия складывался постепенно, примерно в I-IV веках поклонялись и приносили жертвы т.н. упырям (злые духи — вампиры) и берегиням (добрые духи), далее их место заняли Род и Роженица (боги плодородия), Перун, Велес и другие боги. Но в ряде мест вера в духов сохранялась наряду с верой в более могущественных существ – богов ветра, солнца, природы. Древние славяне одушевляли все живое и неживое в природе (анимизм), верили в то, что душа может покинуть тело и перейти в другое, а человек может стать деревом, животным, насекомым. Весь мир древнего славянина пропитан сверхъестественными силами, опасными, но не агрессивными, а в ряде случаев и полезными.

Иерархия славянских богов

Расцвет славянской мифологии начинается в первом тысячелетии новой эры и заканчивается в X веке после принятия христианства. Здесь стоит упомянуть о том, что крещение Руси автоматически не «излечило» славян от язычества. Многобожие практиковалось на протяжении нескольких последующих десятилетий и даже столетий, а новая вера насаждалась огнем и мечом. И это понятно, поскольку древним славянам, вся сознательная жизнь которых проходила с верой в то, что в дальнем странствии от ветров и бурь их оберегает Сварог, в лесу живут лешие, а дома домовые, было почти невозможно отказаться в одночасье от своих убеждений. Поступив так, они оказывались один на один со всеми опасностями мира. Далекий и грозный христианский бог внушал скорее недоверие, чем почтение.

Весьма интересен тот факт, что несмотря на всю свою ярую веру в собственных богов, древние христиане оставили о них совсем немного сведений. Мифология этого древнего дописьменного периода была воссоздана историками по записям 19-20 веков и копиям средневековых летописных сводов. И если западные и восточные славяне еще долго после принятия христианства сохраняли свои исконные верования, то южные славяне, подвергшиеся влиянию государств, расположенных в средиземноморском бассейне, почти сразу же от них отказались, не сохранив информации ни о пантеоне, ни о многообразии богов.

Иерархию древних славянских богов, сведения о наименовании и функции отдельных существ в божественном пантеоне ученые вывели из сравнения древнеславянских мифов с легендами, бытовавшими среди других народов. Так было выделены высшие и низшие боги. Выглядит все это следующим образом:

  1. Вселенная началась с Творца – с Рода. Влюбившись в Ладу, это божество создало землю и все живое, тем самым положив начало иерархии богов.
  2. Потомки Рода – Сварог, Ирия, Матерь-Сва, Мокошь, Святогор, Сива, Чернобог, Дый.
  3. Потомки Сварога – Симаргл, Стрибог, Вышень, Дажьбог, Перун, Жива, Леля, Азовушка, Марена, Вий. У других богов из второй ступени пантеона также были дети. Это – Идра, Китоврас, Велес, Хорс.
  4. Внуки Сварога – Девана, Денница, Коляда, Ярила, Купала.
  5. Потомки Дажьбога – Словен, Рус, Древа, Полева. Согласно мифу они дают начало многим народам.
  6. Духи и демоны – злыдень, ночница, наречница.

Духи и демоны оказались более приспособленными к новым условиям, несмотря на распространение христианства, вера во многих из них сохраняется в некотором роде и в наши дни.

славянские боги

 

Высшие боги

Высших богов немного. Это:

  • Род;
  • Сварог;
  • Дажьбог;
  • Перун;
  • Матерь-Сва.

У восточных, западных и южных славян в разное время в пантеон богов могли входить и другие существа. Так, если восточные славяне в дохристианские времена поклонялись Перуну, как верховному богу в пантеоне, то западные их соседи верили в Святовита, Триглава, Сварожича.

Род

Выше всех в пантеоне первых славян стоит Род. Он сотворил Землю и все живое. Согласно мифу Род родился во тьме Вселенной из золотого яйца. От Рода родилась Лада, из любви и почтения к которой он создал миры, звезды, планеты. Так, из лица Рода появилось Солнце, из груди родился месяц, глаза стали звездами, брови зорями, ночь произошла из его мыслей, ветер из дыхания.

славянские боги

Благодаря Роду Явь отделилась от Нави, а Правда от Кривды, а небосвод подперли 12 столпов, разлился Великий Океан, в пене вод которого родилась Мировая Уточка, породившая Чернобога. Млечный путь, указывающий дорогу всем путешественникам, — это также порождение Рода, как и Мать-сыра-земля, родившая от Рода Святогора. От дыхания верховного бога также родился Сварог и другие боги.

Род – древнейшая сила, которую почитали все древние славяне. Он воплощает в себе образ единого сущего на свете. Умасливали божество различными дарами, в том числе кашей, хлебом, сыром и медом.

Сварог

Бог огня, также являвшийся покровителем брачных уз, хранителем всех семейных пар. Сын Рода, произведший на свет двух сыновей – Симаргла и Лажьбога. Вместе с отцом своим Родом Сварог создал бога ветров Стрибога.

Славянский Интернет-магазин 486

славянские боги

По легенде именно благодаря Сварогу мир поделился на Явь и Навь (люди познали жизнь и смерть). После сражения с извечным своим врагом Чернобогом и посланным им змеем, Сварог создал плуг, куда и впряг побежденного змея. с помощью этого плуга божество разделило мир на царство жизни и царство смерти. В царстве живых стал править он сам и сын его Симаргл, царство смерти было отдано Чернобогу. На месте проложенных плугом борозд на земле разлились реки, известные как Дон, Дунай, Днепр. Из мифов о Свароге также известно следующее:

  • женой его стала Матерь-сва, специально для этой цели созданная Родом;
  • помимо Симаргла и Стрибога имелось у него еще несколько сыновей (Вышень, Дажьбог, Перун) и дочерей (Жива – богиня лета, Леля – богиня любви, Азовушка, Марена – богиня зимы и смерти).

Изображался Сварог с четырьмя головами (Владыка четырех сторон света). В мировой мифологии отождествляется этот бог с древнегреческим Гефестом – богом-кузнецом, хранителем огня.

Дажьбог

Один из самых почитаемых после Сварога и Рода богов. Покровительствовал свадебному застолью и веселью в целом, бог лета и счастья. Символ его – солнечный диск. Родился из камня, в который одновременно попали молния Перуна и молот Сварога. Образ Дажьбога схож с древнегреческим Гелиосом. Женой его стала Жива – богиня плодов.

славянские боги

Изображали Дажьбога в виде молодого юноши с серебряной бородой и золотыми усами или в виде старца. Все зависит от того, какое время суток на картине. Так, с утра Дажьбог молодой и веселый, а ближе к заходу солнца старится и мрачнеет. Есть у божества и собственный транспорт – золотая колесница. Ее тянет дюжина огнедышащих белых лошадей с золотыми гривами.

Женой Дажьбога является Месяц (Луна). Как и муж, она постепенно стареет, чтобы в конечном итоге уйти от него до следующего сезона (лета). Дажьбог следит за сменой времен года.

Перун

Бог войны (доброе, светлое божество) — громовержец, покровитель воинов, в особенности князя и его дружины. Идол Перуна был установлен на одном из киевских холмов князем Владимиром. Это был символический мужчина с серебряными волосами и золотыми усами. Древние художники изображали Перуна молодым мужем или старцем, держащим в руках громовые стрелы или секиру. Образ этого славянского бога соответствует греческому Зевсу, римскому Юпитеру или Тору скандинавских народов.

славянские боги

Символами Перуна также стали:

  • дуб;
  • орел;
  • молот;
  • петух;
  • плеть;
  • топор.

Первое письменное упоминание о культе Перуна, бытующем среди славян, относится к VI веку и принадлежит Прокопию Кесарийскому, впрочем, без упоминания имени бога. Перун впервые назван по имени автором «Повести временных лет», составленной много позже.

Перун – милостивый, хотя и грозный бог. Он следит за порядком на границе между жизнью и смертью, не позволяя нарушиться мировому равновесию. Древние славяне верили в то, что Перуну следует приносить жертвы ради победы в войне, возвращения мужей и сыновей из похода, путников из дальнего путешествия, для призвания дождя. Интересно, что именно идол Перуна был свергнут первым со своего пьедестала при крещении Владимиром Руси.

Охранять границу Яви и Нави и откликаться на просьбы людей, следить за войнами и оберегать княжескую дружину, Перуну было бы непросто без помощи помощников. Главным советником его стал Велес, а помощницей Зоря Утренняя, помогающая также Дажьбогу.

Велес

Потомок Рода и Небесной Коровы. Был богом плодородия, связанным с нижним миром – Навью и потому считающимся также богом мудрости, покровителем поэтов. Способности, которыми славянский народ наделял Велеса, схожи с теми, что от греков получил Гермес, от скандинавов Локи, а от римлян – Меркурий. Велес – это также покровитель скотоводов, ремесленников и лекарей.

славянские боги

Древние славяне также верили в то, что покровительство Велеса поможет им разбогатеть. В прошлом домашний скот ассоциировался с богатством, чем больше живности было во дворе, тем богаче считался хозяин. Естественно, что Велеса часто просили защитить животных от болезней, падежа.

В ряде мифов Велесу приписывается также способность переносить души мертвых из Яви в Навь. Он противопоставляется Перуну и изображается в виде змея. Идолы Велеса располагались в долинах, низинах. Символом его стал сноп зерна, иногда само зерно или пшеничный колос, кукурузный початок. Изображался бог в виде молодого юноши или средних лет мужчины, ведущего за собой на веревке вола.

Чернобог

Злое божество, сродни древнегреческому Аиду, повелитель Нави – подземного царства. Чернобог – причина всех бед на земле, но без него не обойтись, как не может обойтись день без ночи, а солнце без луны. Главным противником Чернобога является Белобог, живущий в Яви и в ряде мифов сливающийся по функциям и образу со Сварогом, Перуном или Ярило. В свой черед Чернобога иногда путают с Велесом.
Рядом с Чернобогом в ряде случаев изображали ворона. К этому божеству обращались перед смертью в надежде на то, что оно смилостивиться и н будет слишком уж мучать душу в царстве мертвых, позволит ей переродиться.

чернобог

Ярило

Ярило или Яровит, Волчий Бог – бог весеннего Солнца и плодородия. Покровительствует любовникам, земледельцам и воинам. В особом почете пользовался у пастухов, обращавшихся к нему с просьбой о защите стада от диких зверей. Жертву Яриле приносят в момент проделывания первой борозды и рождения первого ягненка (теленка) в хлеву. Вместе с этим богом на землю возвращается вера в возрождение всего живого, пробуждаются чувства, появляются новые силы.

славянские боги

Вместе с Ярилом на землю спускается богиня весны Леля. Вдвоем они царствуют над миром, заставляя людей забыть обо всех пережитых зимой невзгодах. По легенде именно Ярило научил славян возделывать землю и печь хлеб. Странствуя по дальним странам, он отведал чудесных ржаных лепешек. Блюдо так понравилось богу, что тот немедля вызнал у хозяев его рецепт и научил всех древних людей выпекать хлеб, чтобы на каждом столе появилось такое прекрасное угощение. Первую борозду под ржаное семя также провел Ярило.

Ярило – сын Велеса и Дивы-Додолы возлюбленной Перуна. Дива-Додола не обращала внимания на Велеса, что очень его расстраивало. Чтобы завоевать сердце любимой Велес превратился в ландыш. Красавица увидела цветок и не удержалась, вдохнула его аромат. Так возник Ярило, ставший, в том числе, и богом страсти, переняв от матери красоту и веселый нрав. От отца Ярило получил способность к перевоплощению. Чаще всего Ярилу изображали в виде волка или зайца, молодого человека с венком из листьев и цветов на голове. Угощали божество зерном, блинами, кашей, пирогами, яйцами и медом.

Матерь-Сва

Жена Сварога и мать Перуна, Живы, Лели и менее значимых для пантеона богов. Именно ей Перун обязан жизнью. Согласно одному из мифов насланный Чернобогом змей закопал Перуна под холмом. Найти божество брались многие его собратья, но никто в этом деле не преуспел. Тогда Матерь-Сва обернулась птицей и сама отправилась искать сына.

Матерь-Сва – прародительница всего рода людского воплощение богини Лады. Она покровительствует семейному очагу, дому, женщинам. Интересно, что в разное время ее изображают по-разному, наделяя совсем иными способностями. Так, в некоторых мифах Матерь-Сва – это не жена Сварога, а его мать.
У разных славянских племен были собственные пантеоны богов, о чем уже упоминалось выше. Историки объясняют это различие теми природно-географическими, политическими и социокультурными факторами, которые оказывали влияние на конкретное племя. Так, до начала активного освоения славянами новых территорий бог грома и молний Перун пользовался меньшей популярностью, чем, например, Род или Ярило. Но с началом завоеваний именно покровитель воинов и дружины выводится на первый план в пантеоне.

Низшие боги

К т.н. низшим богам в разное время относили божеств, связанных с хозяйственными циклами, сезонными обрядами, проживающих рядом с человеком, помогающих ему или вредящих. Так, в раннем дохристианском периоде Род считался праотцом всех богов, но ближе к VI-VII веку это в ряде случаев уже второстепенное божество.

славянские боги

Высших богов никто не видел, о них просто знали, иногда усматривая божественную силу их в явлениях природы – громе, молнии, землетрясениях, наводнениях, засухе. Низшие божества с радостью показывались людям, дразня их и пугая, заставляя выполнять определенные действия. К божествам низшего порядка в славянской мифологии относят:

  1. Домового. Дух дома, покровитель людей, в нем проживающих. Постройка дома для древнего славянина была наделена глубоким сакральным смыслом, уподобляясь созданию Родом Вселенной. Большое значение придавалось времени начала строительства, земле, на которой будет стоять дом, материалам для постройки и людям ее осуществляющим. Поскольку все в мире древнего славянина имело душу, то для защиты от мести со стороны души срубленного дерева он обязательно приносил жертву богам. В качестве жертвы принимался череп коня или быка. Его закапывали под восточным углом дома. Из души этого животного возникал Домовой. Его изображали в виде маленького старичка. Домовой – в большинстве случаев добрый дух, помогающий содержать жилье в порядке и предупреждающий хозяев о грядущем несчастье. Иногда домовые становились злыми, вредными, но такое происходило только, если хозяева плохо следили за домом и не оставляли духу общепринятых угощений – подношений.
  2. Дворового. Выполнял те же функции, что и Домовой, но был менее покладистым и добрым, мог напугать малого ребенка или позволить увести со двора животное, если хозяин чем-то его обидел.
  3. Овинников. Оберегает овин, опасен, если не принести ему жертву.
  4. Банник. Дух бани, дикий и необузданный. Прежде чем идти в баню следовало задобрить ее хозяина, оставив лоханку воды и веник. Изображали банника в виде голого морщинистого старичка с заплесневелой бородой. Проказы его сводились к ошпариванию купающихся кипятком, доведению человека до обморока и обстрелу его камнями из печки.
  5. Полевиков. Покровителей полей и лугов. С ними было связано разделение работы в поле на мужскую и женскую. Так, жито сеяли только мужчины, а репу могли сажать только женщины. Изображают Полевика в виде сопливого старика с длинной бородой. Повстречавшему его путнику обязательно следовало вытереть ему нос. Если человек не брезговал, наградой ему становился кошель серебра. Так древние славяне отмечали тот факт, что добро дается в руки только тому, кто не боится испачкать рук.
  6. Полудиц. Божество, изображавшееся в виде молодой девушки или седой старухи. Основная функция – следить за тем, чтобы в полуденную жару никто не работал в поле. За ослушание Полудица жестоко наказывала.
  7. Леших. Покровители леса. Изображались в виде великанов или старичков с зеленой бородой и зелеными глазами. Похожи на человека почти во всем. Признать лешего в лесу древнему славянину удавалось по одежде, у этого духа она была запахнута на правую сторону. Леший – не добрый и не злой. Если человек уважает лес, не берет от его даров сверх меры, то и бояться ему нечего.
  8. Водяных. Покровителей озер, ручьев и рек. Изображались в виде старика с большими глазами и рыбьим хвостом вместо ног. Показывался водяной зазевавшимся одиноким путникам, молодым девицам, которых он пытался утянуть на дно водоема. Самыми сильными считались водяные, обитавшие в ручьях – ключах, родниках. По легенде родники возникли после удара молнии Перуна. Водяной опаснее и коварнее лешего, его славяне боялись много больше, поскольку для обиды со стороны этого духа не нудно было реальных причин. Смерть от рук Водяного могла наступить без вины. Он насылал наводнения и топил понравившихся ему людей, чтобы те продолжили свое существование в его царстве.

славянские боги

Славянский Интернет-магазин 486

Поклонялись славяне всем временам года, свои божества существовали для отдельных дней недели и определенных хозяйственных операций. Некоторые обряды осуществлялись индивидуально, остальные же проводились массово. За соблюдением сроков для жертвы или моления следили волхвы и знахарки.
Приведенный перечень богов далеко не полный. Мир, в котором обитал древний славянин был столь опасен и не изведан.

Чтобы не лишиться разума от страха, славяне придумали объяснение всему, что не могли объяснить в силу отсутствия понимания о природе некоторых явлений и событий. Так, древний славянин не знал, как образуются облака, и формируется грозовой фронт, но понимал, что грозы стоит бояться. У любой опасно и должна быть причина и в этом случае причину видели в гневе бога Перуна. Ничего не понимая в силе течений и наличии в озерах опасных ям, славяне верили в то, что не эти исключительно природные факторы отнимают у человека жизнь, а мифический Водяной.

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector